На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Статья "Гранитные зеркала континентов". Глава 4

Год Кометы

Конечно, предложенное мною объяснение причины катастрофы Атлантиды на первый взгляд выглядит довольно спорным. Да, ведь это даже не тщательно проработанная научная гипотеза, а этакая предварительная заготовка, содержащая очень много весьма произвольных допущений.

Всё это так, но у предлагаемой гипотезы есть и несомненно положительные стороны, которых нет у всех остальных:

  • гипотеза позволяет покончить с бесконечными внесениями произвольных "поправок" в тексты Платона, повествующие об Атлантиде, и "поместить" Атлантиду именно туда, где она и должна была находиться по данным Платона;
  • гипотеза объясняет невероятную скоротечность катастрофы Атлантиды, которую не способна объяснить ни одна другая гипотеза, рассматривающая в качестве причины катастрофы любые иные известные явления и процессы;
  • в сравнении с гипотезой О.Мука о падении астероида на Атлантиду, предлагаемая мною гипотеза строится не на случайном (а потому маловероятном) событии, а на том, что катастрофа была фактически запрограммирована взаимным расположением Атлантиды и Австралии.

К перечисленным достоинствам хочу добавить ещё одно. Как помните, в основу гипотезы об упавшем астероиде были положены слова саисского жреца о небесных телах, уклоняющихся от своих путей. Однако никто, насколько мне известно, не задумался вот о чём. Египетский жрец вовсе не говорил, что эти тела падают на Землю — они просто уклоняются от своих путей. Как не вспомнить об извечном ужасе, которые на людей нагоняли кометы!.. В наше время появление кометы для большинства из нас скорее любопытное, чем страшное явление. О том, какие страхи испытывало всё человечество при виде кометы в старые времена, написано и сказано достаточно много, так что не буду повторяться. А вот интересно, есть ли фактическая основа у представлений о комете как о предвестнице неисчислимых бед?..

Учёные давно уже вычисляют орбиты комет, учитывая при этом возмущения со стороны больших планет Солнечной системы. Согласно расчётам, знаменитая комета Галлея в феврале — марте 9541 года до нашей эры приближалась к Земле на рекордно близкое расстояние, не превышающее 200000 километров, то есть примерно в два раза меньшее, чем расстояние от Земли до Луны. Чудовищных размеров комета, заслонившая собой почти всё ночное небо, конечно же, не осталась незамеченной доисторическими обитателями Земли. Но вот что любопытно. Как известно, Солон посетил Египет и Саис около 560 года до нашей эры. Если прибавить к этой дате 9000 лет, о которых говорил ему саисский жрец, то катастрофу Атлантиды можно датировать 9560 годом до нашей эры. Дата появления кометы Галлея отличается от даты катастрофы Атлантиды всего лишь на пару десятков лет. Совпадение?.. Возможно. Но атлантолог Л.Зайдлер на этой основе разработал гипотезу о том, что причиной катастрофы Атлантиды было столкновение Земли с ядром кометы — спутника кометы Галлея, опасно сблизившейся с нашей планетой в 9541 году до н.э. Впрочем, эта гипотеза обладает всеми недостатками версии О.Мука о падении астероида. Крайне сомнительно, что рыхлое кометное ядро, состоящее в основном из замёрзших газов, способно при падении на Землю пробить толстую континентальную кору и уничтожить участок суши площадью в миллионы квадратных километров. Для этого размеры ядра должны быть многократно больше, чем размеры астероида, способного нанести Земле такую рану. Согласно различным расчётам, астероид Мука должен был иметь размер от 500 метров до двух километров. Размер кометного ядра, способного вызвать на Земле такие разрушения, составляет 5 — 15 километров. Крайне маловероятно, что комета Галлея когда-либо в прошлом могла обзавестись таким крупным спутником, равным ей по размеру и массе.

Но нельзя исключать и возможности того, что близость двух упомянутых дат косвенно ещё раз подтверждает правдивость рассказа Платона об Атлантиде. Разумеется, указанная Платоном цифра в 9000 лет приближенна (он и не утверждал, что с момента катастрофы прошло ровно 9000 лет). Расхождение в 20 лет (что составляет всего лишь 0,22% от 9000 лет) настолько ничтожно, что им можно пренебречь.  Таким образом, можно считать, что катастрофа Атлантиды произошла вскоре (возможно даже, через несколько лет) после появления кометы Галлея в 9541 году до нашей эры, что практически точно совпадает с датировкой Платона. А поскольку катастрофа эта, вне всякого сомнения, затронула своими последствиями весь мир, то нет ничего удивительного, что память о чудовищном катаклизме, случившемся после её появления, на протяжении многих последующих тысячелетий кометы считались предвестницами несчастий… Хотя провал Атлантиды был вызван чисто земными причинами, и совпадение его с появлением кометы Галлея — чистая случайность (к слову сказать, такое совпадение математически куда более вероятно, чем падение космического тела точно на Атлантиду, поскольку комета Галлея дважды пересекает орбиту Земли каждые 76 лет, а столкновения Земли с крупным астероидом происходят, по статистике, не чаще одного раза в сто миллионов лет).

Какими могли быть глобальные следствия катастрофы Атлантиды?

При указанных размерах Атлантиды, если принять среднюю толщину её гранитного слоя равной 5 километрам, общий объём острова мог достигать 10 миллионов кубических километров, а масса  3·1016 тонн. Считая, что к моменту обрушения острова его масса уменьшилась в пять раз (т.е. 80% гранитного слоя подверглось полному разрушению под действием того самого лазероподобного процесса), приходим к оценке энергетического баланса: 6·1015 тонн рухнуло с высоты  около пяти километров под действием силы тяжести (ускорение свободного падения считаем равным 10 м/с2), то есть при обрушении выделилось около 3·1023 Дж. Для сравнения: если бы гипотетический астероид Отто Мука имел диаметр 2 километра и столкнулся с Землёй со скоростью 40 км/с, кинетическая энергия столкновения составила бы около 5·1023 Дж, что всего лишь примерно в два раза превышает энергию обвала остатков гранитного слоя Атлантиды. С учётом скорости протекания процессов столкновение с астероидом обеспечило бы намного меньшую эффективность выделения тепла, чем обвал, поскольку большая часть кинетической энергии астероида преобразовалась бы в тепловую энергию в мантии Земли, а не на её поверхности.

Если половина энергии обрушения острова перешла в тепло, этого было бы вполне достаточно, чтобы нагреть до кипения триста тысяч кубических километров воды — при условии равномерного нагрева, конечно. Однако катастрофа произошла слишком быстро, в течение суток (как описано у Платона), так что равномерного нагрева не получилось, и в центре обвала произошёл самый настоящий взрыв, когда воды океана соприкоснулись с гигантскими обломками рухнувшего каменного купола, раскалившимися от трения друг о друга. В итоге над местом катастрофы и вокруг него в небо взметнулся чудовищный фонтан из сотен миллиардов тонн перегретого пара и пыли. Обрушение и последовавший за ним взрыв подняли гигантскую волну, о высоте которой нам сейчас остаётся только гадать, но которая вполне могла достигать сотни метров и даже более (если обычные землетрясения, в ходе которых вертикальная подвижка океанского дна измеряется всего лишь несколькими метрами, вызывают цунами высотой до 30 метров). Эта волна, обрушившись на берега Атлантики и Средиземноморья, в буквальном смысле не оставила камня на камне от всех локальных цивилизаций эпохи конца плейстоцена, а в течение нескольких последующих тысячелетий поднявшийся на сотню метров океан надёжно укрыл в своей пучине и все последние следы их существования.

Связь между катастрофой Атлантиды и необыкновенно быстрым в геологических масштабах  окончанием последней ледниковой эпохи (всего лишь за две — три тысячи лет), на мой взгляд, заключается совсем не в том, что провал Атлантиды открыл Гольфстриму путь на север, как полагают многие сторонники "атлантической концепции". Хотя, конечно, некоторую (но далеко не решающую) роль это тёплое течение всё же могло в этом сыграть. Если же вспомнить, что в эпоху оледенения только в Северном полушарии общий объём ледников по самым скромным оценкам составлял не менее 30 миллионов кубических километров, то понятно, что и течение, даже в десять раз более мощное, чем Гольфстрим, не смогло бы в столь короткие сроки растопить эти триллионы тонн льда, сковавшие север Америки и Евразии.  Более существенными  факторами ускорения таяния ледников, могли быть

  • парниковый эффект, вызванный многократным повышением содержание водяных паров в атмосфере, что было бы неизбежным после катастрофы Атлантиды;
  • продолжительные грязевые ливни, обусловленные выбросом в атмосферу колоссального количества пара и пыли;
  • изменение направления атмосферных потоков в Северном полушарии Земли (сразу после катастрофы выброс большого количества пара в верхние слои атмосферы должен был вызвать ураганные ветры, дующие в сторону места катастрофы из областей с высоким давлением — в основном с севера, — и на место холодного и сухого воздуха в Арктику должен был поступать тёплый и влажный воздух из районов Тихого океана);
  • катастрофические землетрясения, охватившие всю планету (после обрушения миллиардов тонн гранита на базальтовый слой земная кора должна была заколебаться под действием возникшей в ней необыкновенно мощной сейсмической волны), в ходе которых могли образоваться большие трещины в многокилометровом слое ледников, облегчившие процесс их таяния.

Вообще говоря, причины глобальных оледенений и потеплений, сменявших друг друга на протяжении всего кайнозоя (последние 65 миллионов лет), до сих пор остаются загадкой для учёных. Причины пытаются искать в изменении количества солнечной радиации, но нет никаких доказательств того, что светимость Солнца периодически изменяется. Однако понятно, что общий климат Земли зависит не только от количества солнечного света, падающего на поверхность Земли, но от количества его, поглощаемого этой поверхностью и удерживаемого в атмосфере. Если исходить из этой реальности, то в процессах смены глобальных оледенений потеплениями может являться решающим фактор наклона земной оси. А что наклон земной оси не остаётся неизменным, всем давно и хорошо известно. Чем вызвана так называемая прецессия осевого вращения, тоже никто не объяснил. Между тем доказано, что все континенты Земли медленно перемещаются относительно друг друга. Это перемещение ничтожно, всего лишь на несколько сантиметров в год, однако нельзя не учитывать, что массы континентов очень велики, и даже незначительное их перемещение за сотни лет неизбежно вызывает изменение общего центра масс и момента импульса вращения Земли, которое проявится в первую очередь именно в изменении угла наклона оси вращения. А за миллионы лет этот угол может меняться самым существенным образом. Угол наклона земной оси меняется не слишком-то периодично, по этой причине отсутствует и точный период взаимосменяемости периодов глобальных оледенений и потеплений. Замечу лишь, что в случае быстрого опускания Атлантиды изменение угла наклона земной оси если и было небольшим, то произошло скачкообразно и повлекло за собой быстрые изменения климата, — что, собственно, и действительно имело место на рубеже плейстоцена и голоцена, около 12 тысяч лет назад. Резкое изменение ориентации земной оси в первую очередь отразилось бы на Мировом океане как наиболее подвижной из всех плотных оболочек земного шара, а также на ледниковом покрове, что также внесло бы заметный вклад в ускорение разрушения плейстоценовых ледников.

Года два назад я нашёл в Интернете любопытную информацию всё о том же острове Кенгуру. По данным археологов, примерно десять тысяч лет назад остров был покинут людьми, жившими там в эпоху последнего оледенения. Объяснения этому факту пока не существует.  В свете всего, что было сказано о возможной связи загадки гранитных скал острова Кенгуру с катастрофой Атлантиды, я бы не исключал предположения, что уход аборигенов с острова на материк был связан именно с подъёмом уровня Мирового океана после окончания оледенения. Тем более что сроки совпадают с невероятной точностью.

Пока продолжалось "противостояние" Австралии и Атлантиды, служивших гранитными зеркалами в лазероподобном процессе, шло разрушение и в недрах гранитного слоя Австралии. Если бы удалось обнаружить признаки того, что в последние несколько миллионов лет австралийский континент испытывал опускание, или методами сейсморазведки найти в недрах его гранитного слоя пустоты непонятного происхождения, это однозначно подтвердило бы мою гипотезу. Частые землетрясения в период противостояния Австралии и Атлантиды делали и континент, и остров Кенгуру в равной степени малопривлекательными для обитания людей, но аборигенам деваться было некуда, приходилось жить и там, и тут (следует учитывать, что в пиковый период оледенения, когда уровень океана был на 90 — 130 метров ниже нынешнего, между нынешним островом Кенгуру и материком имелся сухопутный перешеек, то есть фактически они представляли собой единое целое). Материк не разрушился благодаря тому, что его гранитный слой был более мощным, чем у Атлантиды.

Когда же гранитный слой Атлантиды исчез почти полностью, остров Платона рухнул в пучину Атлантики, — противостояние закончилось, и сейсмическая обстановка в Австралии нормализовалась. На острове Кенгуру, противолежащем остаткам гранитного слоя северной части Атлантиды, процесс разрушения гранита продолжался (и продолжается по сей день). К этому добавилось ещё то, что начался подъём уровня океана. Рано или поздно от обширного сухопутного перешейка остался сравнительно узкий "мостик", и древние обитатели острова Кенгуру вынуждены были уйти на материк, пока их не отрезало от него окончательно. Тем более что они не знали и не могли знать, какая судьба ожидает их землю — останется ли она отрезанным от материка островом или полностью скроется под водой. Сколько времени понадобилось аборигенам на то, чтобы осознать необходимость покинуть Кенгуру (тогда ещё бывший полуостровом), — сказать трудно. Однако ясно, что это произошло не более через тысячу лет после катастрофы Атлантиды (то есть в середине IX тысячелетия до нашей эры — как раз около десяти тысяч лет назад), когда уровень океана поднялся хотя бы на 50 — 60 метров, и неизбежность отделения от материка стала очевидной даже для первобытных людей.

 

Картина дня

наверх